Приверженность пациентов лечению позволяет сформировать солидарную ответственность за свое здоровье. Принципы солидарной ответственности государства, работодателей и лиц за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья изложены в статье 5 (пункт 2) Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Государством гарантируется равный доступ граждан страны к медицинской помощи, качество медпомощи и лекарственного обеспечения, также доступность, эффективность и безопасность лекарственных средств и др.
У каждого звена в медицине своя неоценимая роль. Главными действующими лицами системы здравоохранения являются врач и пациент. Основной принцип медицины «Прежде всего, не навреди» актуален в любую эпоху. Для сохранения жизни человека и улучшения ее качества врачи оказывают медицинскую помощь, руководствуясь клиническими протоколами диагностики и лечения.
Известно, что одним из компонентов сохранения здоровья является отношение самого человека к собственному здоровью. Каждый человек знает о вреде малоподвижного образа жизни, курения, злоупотреблении алкоголем и других поведенческих факторах риска для здоровья. Но соблюдает ли он эти элементарные правила? Согласно статье 80 Кодекса граждане Казахстана обязаны заботиться о сохранении своего здоровья и нести солидарную ответственность, проходить профилактические медосмотры, скрининговые исследования; выполнять назначения медработников, также принимать участие в процессе управления собственным здоровьем, в том числе в программах управления хроническими заболеваниями.
Каждая из сторон должна повышать солидарную ответственность и соблюдать все предписания для того, чтобы исключить нежелательные последствия для здоровья человека при развитии заболевания.
«Эффективность лечения зависит не только от правильной и своевременной постановки диагноза, выбора оптимальной стратегии, правильной тактики лечения и постоянного наблюдения, но и от соблюдения больным предписанного режима терапии», - говорит заведующий Консультативно-диагностическим центром НИИ кардиологии и внутренних болезней, д.м.н. Куат Абзалиев.
По словам Куата Баяндыевича, важна приверженность пациента лечению. Это степень соответствия поведения пациента рекомендациям, полученным от врача, в отношении приема препаратов, соблюдения диеты, изменения образа жизни, а также соблюдение графика визитов к врачу.
Исследования уровня приверженности пациентов лечению показали, что уровень приверженности взаимосвязан с рядом факторов, это:
- пол и возраст (у пожилых мужчин старше 65 лет и молодых пациентов приверженность к лечению ниже);
- уровень образования (отрицание заболевания, плохая память, «нетерпеливость и др.);
- особенности течения заболевания;
- правильный выбор препарата: его эффективность и хорошая переносимость;
- схемы лечения, в частности количество назначенных препаратов, частота их приема в течение суток (сложная схема приема лекарств затруднительна для работающего пациента, полипрагмазия (смешивание множества лекарств) ухудшает приверженность);
- наличие в аптеках назначенных врачом препаратов.
По оценкам ученых, приверженность любому лечению (особенно долгосрочная), независимо от заболевания, не превышает 50%. Некоторым специалистам удается достичь соблюдения рекомендаций от 62% до 72% случаев. В г. Алматы в 2019 году было проведено исследование с участием 765 пациентов и 370 врачей. Анкетирование выявило, что 75,5% показали высокую социальную ответственность, в течение года регулярно принимали препараты почти 54% пациентов.
Приверженность лечению может быть достигнута при тесном сотрудничестве пациента с медицинским работником (врачом, медсестрой). Повышение информированности пациента, родственников тоже может повысить ответственность пациента за свое здоровье. Участие больного в обсуждении терапевтических мероприятий, привлечение родственников расширяют возможности для выбора варианта оптимального лечения, в ходе которого пациент берет на себя ответственность за соблюдение рекомендаций врача. При этом необходимо создание доверительной атмосферы для обсуждения альтернативных подходов к лечению, проблем, с которыми может столкнуться пациент, и планирования дальнейшего наблюдения. Доверительные взаимоотношения способствуют формированию удовлетворенности пациентов лечению, улучшению приверженности и, в конечном счете, оказывают влияние на эффективность лечения.
Приверженность лечению позволит улучшить прогноз заболевания и повысить качество и продолжительность жизни пациентов.