Согласно исследованиям руководства Еврокомиссии по сетям и технологиям, почти 46% населения Евросоюза до посещения врача и после с целью поиска необходимой информации, также ответа на вопрос касательно своего здоровья обращались через интернет. Рамблер пишет: «37% пользователей всегда проверяют рекомендации врачей в интернете, 33% пользователей также проверяют, если рекомендации врача вызывают сомнения».
«Сегодня пациенты стали грамотными и пытливыми, поскольку скорость доступа к любой медицинской информации возросла многократно. Наступило время дистанционной консультации (телемедицины) пациент-врач», - говорит заведующий Консультативно-диагностическим центром НИИ кардиологии и внутренних болезней, д.м.н., врач высшей категории Куат Абзалиев.
Дистанционное взаимодействие делятся на 3 категории: до визита к врачу, после визита к врачу и вместо визита к врачу. До визита к врачу – это поиск информации о своем здоровье, первичные консультации у знакомых врачей, поиск в интернете «лучших врачей», запись к нему. После визита к врачу: проверка информации о диагнозе и назначениях, который сделал врач, получение «индивидуальной» информации о своем здоровье, дистанционные рекомендации от лечащего врача, дистанционный мониторинг пациента и контроль за лечением, получение «второго экспертного мнения». Вместо визита к врачу – это дистанционный визит к врачу, т.е. виртуальный визит к врачу, который относят к телемедицине. Остальное - это дистанционное взаимодействие пациента с системой здравоохранения.
Преимущества дистанционной консультации:
Это легкость. Каждый пациент может спокойно без суеты собрать все необходимые медицинские документы по своей патологии и отправить их по электронной почте или мобильной связи специалисту, чтобы получить исчерпывающий ответ, который удовлетворил бы его.
- ногозадачность. Пациент может послать свои документы и вопросы нескольким врачам одновременно и собрать общее мнение о своем здоровье. В связи с коморбидным состоянием может послать документы различным специалистам.
Мобильность и доступность. Находясь дома или в любом другом месте, пациент может выслать документы для получения предварительной или окончательной консультации специалиста.
Дистанционная консультация выгоднее. Оплатив лишь консультацию, пациент не тратит свое время на очередях, в ожидании консультации, экономит на проезде. А если еще приезжают с другого региона, не арендуют квартиры или гостиницы.
В связи с пандемией еще и безопасно. Сокращается число контактов в регистратуре, в очереди на исследования, в кабинете врача. Риски заражения коронаровирусной или другой инфекцией сводятся на нет.
Для любого врача это сокращение времени приема. Доктор сможет проанализировать медицинскую информацию, которую прислал пациент. Поскольку в любых разбирательствах решающую роль играют медицинские документы, то эмоционально составляющая часть отходит на второй план. Единая медицинская информационная система и цифровизация позволяют быстро решить многие вопросы и проблемы очередей к врачу в поликлиниках.
«Конечно, есть определенные недостатки дистанционной консультации. Это – отсутствие живого общения пациента с врачом. Отсутствует эмоциональная составляющая, которая несет в себе психопрофилактику, внушение, стабилизацию эмоционального фона. К тому же, сам осмотр снимает определенные сомнения у пациента (ему померили давление, послушали легкие, сердце, пощупали живот). Ему объяснили, почему у него появились эти симптомы или изменения в организме. Также медицинские кадры, особенно молодые специалисты, не будут расти профессионально без живого общения с пациентом или профессиональный рост замедлится», - отмечает Куат Баяндыевич.